В статье реализована поставленная цель – осмысление кантовского антропологического подхода в качестве основания построения антропологической парадигмы времени. Продемонстрированы основные положения осуществленной немецким философом антропологизации метафизики. Особое внимание уделено кантовскому пониманию времени как субъективного условия восприятия объектов мира, а также идее темпорализованности свободы воли нравственной устремленностью человека в будущее. Проведенное исследование отличается научной новизной, которая выражается в следующем: 1) показано, каким образом посылы кантовского «антропологического переворота» могут быть использованы в качестве положений, фундирующих построение антропологической парадигмы времени; 2) заявлена идея принципиально нового варианта антропологической артикуляции категории времени («антропное время»); 3) показаны основания постановки и решения вопроса о разновекторности антропного времени. Разрабатываемая автором антропологическая парадигма времени послужит методологическим основанием решения стоящей перед современной философией актуальной проблемы адекватного выражения и объяснения сути исторического процесса как разворачивания человеческой деятельности, а также реализации идеи построения гармоничного общества.
The aim of the article is to comprehend the Kantian anthropological approach as a basis for constructing an anthropological paradigm of time. The main provisions of anthropologization of metaphysics carried out by the German philosopher are demonstrated. Particular attention is paid to the Kantian understanding of time as a subjective condition of perception of objects of the world, as well as to the idea of a temporal conditioning of freedom of the will of human moral aspiration for the future. This study is marked by the scientifc novelty, which is expressed in the following: 1) it is shown, how premises of the Kantian “anthropological revolution” can be used as principles underlying the construction of the anthropological paradigm of time; 2) the idea of a fundamentally new version of the anthropological articulation of category of time is declared; 3) grounds for formulating and solving of an issue of multi-vector of the anthropic time are shown. The anthropological paradigm of time developed by the author will work as a methodological basis of solution of an urgent problem of an adequate expression and explanation of the essence of the historical process as a deploying of human activity, as well as the realization of an idea of building a harmonious society that the modern philosophy is facing.