В статті розглядається сутність, характеристики і форми контекстного навчання. Побудова моделі
процесу професійної підготовки майбутніх лікарів на базі технології контекстного навчання дозволяє
максимально наблизити зміст і процес навчальної діяльності студентів до їхньої майбутньої професії.
Висвітлено визначення основних положень контекстного навчання як педагогічної технології. Розкрито
сутність, особливості використання контекстного навчання в сучасній професійній підготовці майбутніх
лікарів.
Реалізація контекстного підходу в процесі навчання професійної англійської мови майбутніх лікарів
стимулює розвиток їхніх професійних здібностей, допомагає студентам більш об’єктивно визначати свою
професійну придатність.
Relevance of the research. The problem of contextual education is being developed today and studied by such
scholars as N. Bakshaeva, G. Barska, N. Borisova, L. Burdain, T. Dubovitskaya, M. Ilyazova, O. Kovtun,
V. Kruglikov, O. Larionov, I. Marchuk and others.
The object of the research is medical education. The subject of the study is the application of the context-based
approach in the future doctors’ training.
The article deals with the essence, characteristics and forms of contextual learning. The construction of a model
of the training process targeted to future doctors on the basis of the contextual learning technology allows us to
maximally transfer the content and process of students’ educational activity into their future profession.
The appeal to the technology of contextual education is stipulated by the existence of a number of contradictions
that are observed in the practice of higher education, to be more presice: the competent direction of education and
the assertion of the leading role of theoretical knowledge in the content of study at universities, the need for training
specialists who are able to act outside educational situations and lack of practical orientation of professional
disciplines; the contradiction between the individual character of student’s learning and collective work within a
professional activity; the advantage of information and lack of practical knowledge and skills; between the
implementation of the students’ disciplinary responsibilities for the study and the need for an initiative and
independent position of a specialist in labour; the focus on the future doctor’s professional development within the
framework of educational activities and a long period of young specialist’s adaptation, which really exists in
practice, under conditions of production activity.
The classes conducted on the basis of the context-based approach make it possible to consider pedagogical
theory not only as well-established knowledge, but also as an intellectual process. The implementation of the
context-based approach into the future doctors’ training stimulates the development of their professional abilities,
helping students to more objectively determine their professional appropriatedness. Thus, contextual learning,
therefore, is a process of continuous accumulation of individual and collective methodological experience, dynamic
movement from the imitative level of professional skills to the constructive and creative one.
The context-oriented approach allows creating effective conditions for the formation of future specialists’
professional competence and combination of educational and professional activities in a single whole.
The scientific significance of the article is actualized by the fact that the problems of the use of context-based
learning in the process of future doctors’ training in the native scientific literature are not adequately disclosed.
The prospect of further research is seen in studying the context-based approach and the results of its practical
application.
Актуальность исследования. Проблему контекстного обучения сегодня разрабатывают и исследуют
такие ученые: Н. Бакшаев, Г. Барская, Н. Борисова, Л. Бурдейная, Т. Дубовицкая, М. Ильязова, А. Ковтун,
В. Кругликов, А. Ларионова, И. Марчук и другие.
Научная значимость статьи актуализируется тем, что проблемы применения контекстного обучения в
процессе профессиональной подготовки будущих врачей в отечественной научной литературе освещены
недостаточно.
Объектом исследования выступает медицинское образование. Предметом исследования является
применение контекстного похода в профессиональной подготовке будущих врачей.
В статье рассматривается сущность, характеристики и формы контекстного обучения. Построение
модели процесса профессиональной подготовки будущих врачей на базе технологии контекстного обучения
позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их будущей
профессии.
Освещены определение основных положений контекстного обучения как педагогической технологии.
Раскрыта сущность, особенности использования контекстного обучения в современной профессиональной
подготовке будущих врачей. Обнаружено, что усвоение содержания обучения происходит не путем
передачи студенту информации, а в процессе его собственной, внутренне мотивированной активности,
направленной на предметы и явления окружающего мира.
В теории контекстного обучения понятие «контекст» выступает содержательной категорией, а создание в
образовательном процессе разнообразных контекстов жизни и профессиональной деятельности
обеспечивает личностное включение студента в процессы познания, овладения будущей профессиональной
деятельностью. Таким образом, основной единицей содержания контекстного обучения является не блок
информации, а система во всей ее неоднозначности.Обращение к технологии контекстного обучения вызвано существованием ряда противоречий,
наблюдаемых в практике высшего образования, а именно: компетентностный направленностью обучения и
утверждением ведущей роли теоретических знаний в содержании обучения в вузе, необходимостью
подготовки специалистов, способных действовать за пределами учебных ситуаций и недостаточной
практической ориентированностью профессиональных дисциплин; противоречием между индивидуальным
характером обучения студентов и коллективным в профессиональной деятельности; направленностью на
профессиональное становление будущего врача в рамках учебной деятельности и существующим на
практике большим периодом адаптации молодого специалиста в условиях производственной деятельности.
Занятия с использованием контекстного подхода дают возможность рассматривать педагогическую
теорию как устоявшееся знание, а как интеллектуальный процесс. Реализация контекстного подхода в
процессе обучения профессионального английского языка будущих врачей стимулирует развитие их
профессиональных способностей, помогает студентам объективно определять свою профессиональную
пригодность. Использование этой технологии создает для этого все необходимые условия. Итак,
контекстное обучение - это процесс постоянного накопления индивидуального и коллективного
методического опыта, динамичное движение от имитативного уровня профессиональных умений к
конструктивному и творческому.
Перспективу дальнейших исследований видим в изучении контекстного похода и результатов его
практического применения.