Abstract:
В практике судебно-медицинской экспертизы случаи наезда автомобиля на движущегося на велосипеде человека (наезда на велосипедиста) занимают особое место, что связано, прежде всего, с особой спецификой данного вида травмирования. Эта специфика проявляется прежде всего в исключительном многообразии возможных механизмов травмирования велосипедиста при контактировании с движущимся автомобилем. Традиционно, наезд автомобилем на велосипедиста считается одной из разновидностей травмы от столкновения движущегося автомобиля с человеком, согласно общепринятой классификации автомобильной травмы, предложенной А. А. Солохиным. Наезд автомобиля на пострадавшего изучался и другими авторами. Тем не менее, с определением Солохина А. А. по этому поводу можно согласиться только отчасти. Вопрос заключается в том, что далеко не во всех случаях при контактировании движущегося автомобиля с человеком, двигающимся на велосипеде (велосипедистом) в первичный контакт с автомобилем вступает именно тело велосипедиста. Очень часто в первичный контакт с автомобилем вступает не тело велосипедиста, а части велосипеда, и лишь затем с автомобилем контактирует тело. Встречается и третий вариант: после контакта автомобиля с велосипедом тело велосипедиста отбрасывается на дорожное покрытие, не контактируя с автомобилем вовсе. Анализ имеющихся в распоряжении результатов как судебно-медицинских экспертиз пострадавших в ДТП велосипедистов (21 случай), так и комплексных судебно-медицинских и транспортно-трасологических экспертиз по данной категории дел (7 случаев), позволил прийти к выводу о необходимости систематизации различных вариантов наезда автомобиля на велосипедиста и создания соответствующей классификации.