Теодицея и космодицея Г. В. Лейбница: так кто же ответственен за зло?

Show simple item record

dc.contributor.author Ханжи, В. Б. ru
dc.contributor.author Шевченко, Ю. В. ru
dc.date.accessioned 2020-05-14T05:35:40Z
dc.date.available 2020-05-14T05:35:40Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier.citation Ханжи В. Б. Теодицея и космодицея Г. В. Лейбница: так кто же ответственен за зло? / В. Б. Ханжи, Ю. В. Шевченко // Реформація і трансформація суспільства: досвід минулого і виклики сучасності: Міжнар. наук.-практ. конф., 8–9 грудня 2017, Львів: матер. – Львів, 2017. – С. 243–246. ru
dc.identifier.uri https://repo.odmu.edu.ua:443/xmlui/handle/123456789/7105
dc.description.abstract Проблемы добра и зла, свободы воли и ответственности за последствия ее реализации в истории философского дискурса предстают как перманентные. На определенном этапе эта древнейшая тематика получила свою фокусировку в проблеме теодицеи (богооправдания), а также ее производных и отголосках. Иногда складывается впечатление, что тысячи страниц исписаны мыслителями с одной лишь целью – оправдать или оправдаться. За что? – За наличествующее в мире зло. Такие попытки известны еще с эпохи античности, когда философы предлагают уже не только свое видение соотношения и природы добра и зла, но и первые модели (начиная с Платона) теодицеи, ибо пытливому философскому уму не давало покоя наличие второй из этих альтернатив. Безусловно, одни из мощнейших вариантов решения данной проблемы являет эпоха средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский и др.). Наконец, своеобразным кумулятивным эффектом двухтысячелетнего опыта ее осмысления выступила концепция Г. В. Лейбница, фундаментальный труд которого так и назван – «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (1710 г.). Естественно, что значительный резонанс (как в одобрительном, так и в критическом ключе), вызванный учением Лейбница, не мог не спровоцировать достойного ответа. После того, как был осуществлен значительнейший шаг по отвержению сомнений в справедливости Бога и мира (тео- и космодицея), единственным, могущим быть ответственным за продуцирование зла и потворствование таковому, похоже, остался человек. Однако, как оказалось, человек также не захотел быть козлом отпущения, поэтому неслучайным оказалось появление линии антроподицеи как ответа на нападки в сторону того, кто, будучи созданным «по образу и подобию Божьему» и посему наделенным разумом и свободной волей, реализовал свои потенции во грех. Прекраснейшим примером такого подхода выступила модель Иммануила Канта. ru
dc.language.iso ru en
dc.subject теодицея ru
dc.subject космодицея ru
dc.subject проблемы добра и зла ru
dc.subject свобода воли ru
dc.title Теодицея и космодицея Г. В. Лейбница: так кто же ответственен за зло? ru
dc.type Article en


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account